Чочиев Василий Семенович,
лейтенант, командир эскадрильи 807-го штурмового авиационного полка. 1917 г.р.,
осетин, член ВКП/б/ с 1939 года. В Красной Армии с 1941 года. Призван
Сталинирским РВК.
Из наградного листа к ордену «Красного
Знамени»:
«Эскадрилья, которой
командует лейтенант Чочиев имеет 165 боевых вылетов на защиту города
Сталинграда, при этом имея только одну боевую потерю экипажа. Не боевых потерь
эскадрилья не имеет. За время боевых действий, за хорошее выполнение боевых
заданий личный состав эскадрильи имеет пять благодарностей- от Военного Совета
фронта, Командующего 8-й Воздушной армии, от командования дивизии и полка.
Эскадрилья имеет три прекрасных охотника, в том числе сам лично Чочиев является
охотником и ночником. Сам лично имеет 42 боевых вылета, из них 23 боевых вылета
на защиту города Сталинграда. Очень храбрый и боевой командир. 30 сентября 1942
года возглавляя две группы штурмовиков для действия в районе Орловка, заметив
над нашими войсками немецких юнкерсов, смело повел свою группу на юнкерсов,
последние испугавшись атаки Илов ушли с поля боя. Товарищ Чочиев в это время
прекрасно выполнил задачу оказав содействие нашим войскам находящимся в
окружении. 21 сентября 1942 года при выходе группы штурмовиков из атаки товарищ
Чочиев заметив в воздухе, что истребители противника атаковывают впреди идущего
товарища, лейтенант Чочиев направляет свой штурмовик и пулеметно- пушечным
огнем отбивает атаки истребителя противника. Своей смелостью спас своего товарища,
в итоге привел группу без единого повреждения матчасти домой. Являясь
охотником, постоянно, смело рвется в бой, выискивая при этом уязвимые места
противника: паровозы, танки, мехчасти. Обладает хорошими организаторскими
способностями по подготовке личного состава к боям. Постоянно производит с
летным составом боевой вылет. Благодаря чему, эскадрилья совершила 165 боевых
вылетов, имея при этом одну боевую потерю».
Из наградного листа к ордену «Красного
Знамени»:
«Товарищ Чочиев участник
Сталинградских боев с 13 сентября 1942 года по 5 января 1943 года. За время
пребывания на Сталинградском фронте произвел сам лично- 26 успешных боевых
вылетов, в качестве ведущего. За что был награжден орденом «Красное Знамя». За
время пребывания на Северо- Кавказском и Южном фронте с 15 июня по 6 августа
1943 года, в качестве ведущего, водил в бой свою эскадрилью 16 раз. Эскадрилья,
которой командует товарищ Чочиев в период с 15 июня по 6 августа 1943 года
произвела 116 успешных боевых вылетов. В бой свою эскадрилью водит смело и
уверенно, нанося противнику большой урон в технике и живой силе. 17 июля 1943
года товарищ Чочиев два раза водил свою эскадрилью на штурмовку вражеских
укреплений, над целью было сделано 4 захода, произведено 8 атак, в результате
эффективной штурмовки, наземные войска заняли 4 населенных пункта. За что вся
эскадрилья получила благодарность от Военного Совета 5-й Ударной Армии. 18 и 19
июля 1943 года товарищ Чочиев повторяет массированные удары по скоплениям
техники и живой силы противника, делая в день по 2- 3 вылета. Начальник штаба
ВВС Красной Армии, наблюдая за действиями штурмовиков дал хорошую оценку и
объявил благодарность всему составу эскадрильи. Всего товарищ Чочиев имеет 61
успешный боевой вылет, из них 41 раз водил свою эскадрилью в качестве ведущего».
Из наградного листа к ордену «Александра
Невского»:
«На фронте Отечественной
войны с 26 августа 1941 года. В должности командира эскадрильи 807-го штурмового
авиационного полка с сентября 1942 года по июнь 1944 года. За этот период
времени, эскадрилья, которой командовал в 807-м ШАП совершила 1000 успешных
боевых вылетов на самолетах ИЛ- 2 по разгрому техники и живой силы противника,
имея при этом безвозвратные потери: 10 самолетов ИЛ- 2, 7 летчиков, 8 воздушных
стрелков. За указанный период товарищ Чочиев совершил лично 96 успешных боевых
вылетов на уничтожение танков, автомашин, огневых точек и живой силы
противника, за что награжден двумя орденами «Красного Знамени» в 1942 и 1943
годах, присвоено звание «Героя Советского Союза» в 1944 году. С июня 1944 года
товарищ Чочиев работает командиром эскадрильи в 232-м штурмовом авиационном полку.
За этот период его эскадрилья совершила 216 боевых успешных вылетов, а лично
сам совершил 20 боевых успешных вылетов на разгром техники и живой силы
противника за освобождение Советской Прибалтики, имея при этом безвозвратные
потери один экипаж. Как командир авиационной эскадрильи умело руководил по
переучиванию и вводу в строй молодого пополнения летного состава эскадрильи.
Весь процесс обучения прошел без происшествий и с высоким качеством обучения.
Перелет на фронт эскадрильи организовал без летных происшествий. Свой боевой
опыт умело передает подчиненному летному составу и воспитывает его в духе
преданности партии Ленина- Сталина и Социалистической Родине. Штурманская
подготовка в его эскадрильи стоит на высоком уровне, вследствие чего эскадрилья
не имеет ни одного случая удара по своим войскам и потери ориентировки.
Особенно выделяется боевая работа его эскадрильи в следующие дни: 23 июля 1943
года с высоты 163.5 метра в районе западнее Куйбышева /Южный фронт/ противник
оказывал сильное огневое воздействие нашим наступающим частям. Для подавления
огневых точек противника была послана эскадрилья майора Чочиева в составе 8
самолетов ИЛ- 2. Товарищ Чочиев в течение 25 минут обрабатывал высоту, после
подавления огневых точек противника, наши части овладели высотой и продвинулись
вперед. За действием штурмовиков на высоте лично наблюдал командующий 8-й
Воздушной Армии и высоко оценил работу товарища Чочиева. Все участники
штурмовки получили благодарность. 23 августа 1944 года группа майора Чочиева в
составе 6 самолетов ИЛ- 2 под прикрытием ЛА- 5, в период 18.42- 18.47 атаковала
колонну автомашин на опушке леса, что восточнее мз. Манема и до взвода пехоты в
движении по дороге Возула на мз. Возула, траншеи в рубеже № 4. Группа подошла в
строю «клин» шестерки на высоте 1300 метров. Перестроившись в левый пеленг,
группа начала по экипажно производить атаки с правым разворотом. С одного
захода произведено 18 самолето- атак, в результате чего уничтожено 3
автомашины, рассеяно до взвода пехоты. На обратном маршруте, в районе юго-
западнее мз. Кавасту, ведущий заметил 6 ФВ- 190, производящих атаки нашего
переднего края. По команде ведущего майора Чочиева группа ИЛ- 2 с хода
атаковала ФВ- 190, обстреливала из пушек и пулеметов. В результате чего ФВ- 190
разрозненно вышли из атаки и ушли на свою территорию. 18 сентября 1944 года
группа майора Чочиева в составе 8 самолетов ИЛ-2 под прикрытием истребителей
ЛА- 5, в период 13.05- 13.20 с высоты 1000- 100 метров атаковала артиллерию и
до 15 автомашин в районе Янесэ. На цель произведено 4 захода. Прямым попаданием
бомб, огнем РС, пушек и пулеметов уничтожено до 5 автомашин с боеприпасами и
создано 8 очагов пожаров. Результаты сфотографированы».
Из наградного листа к ордену «Отечественной
войны» 1-й степени:
«На фронте Отечественной
войны с 26 августа 1941 года. За этот период времени совершил в качестве
ведущего 130 боевых вылетов на самолете ИЛ- 2 на разгром техники и живой силы
противника. В период с 26 августа 1941 года по 26 октября 1944 года совершил
116 успешных боевых вылетов на уничтожение танков, автомашин, огневых точек и
живой силы противника за что награжден двумя орденами «Красного Знамени» в
1942- 1943 годах, присвоено звание «Героя Советского Союза» в 1943 году и
орденом «Александр Невский» в 1944 году. После получения последней
Правительственной награды в период с 26.10.1944 года по 9.5.1945 года совершил
14 успешных боевых вылетов по освобождению Советской Прибалтики. Успешность
боевых вылетов подтверждается фотоснимками и экипажами летчиков лейтенантом
Наруковым, лейтенантом Сараевым и лейтенантом Толмачевым. 20 января 1945 года
группа 6 ИЛ- 2 ведущий майор Чочиев под прикрытием 12 ЯК- 1 в период 17.00-
17.08 с высоты 1100- 300 метров атаковала до 40 автомашин в движении по дороге
Рудбаржи на Цепли. За один заход произведено 36 самолето- атак. В результате
штурмовки по докладам экипажей уничтожено 6 автомашин с военным грузом
противника, 2 автомашины горели. 24 января 1945 года в составе пары ведущий
майор Чочиев, без прикрытия истребителей, в период 12.05- 12.13 с высоты 150-
50 метров атаковал батарею минометов и живую силу противника южнее Канепи. За 2
захода произведено 4 самолето- атаки. В результате налета лично товарищем
Чочиевым уничтожен 1 миномет. 20 февраля 1945 года группа 4 ИЛ-2, ведущий майор
Чочиев, в период 11.35- 11.40 с высоты 100 метров атаковала 4 танка и
артпозиции в 2-х км южнее Кротз. За один заход произведено 8 самолето- атак.
Сбросив бомбы на цель, снижаясь до бреющего полета пушечно- пулеметным огнем
расстреливали убегающих солдат противника. При уходе от цели рация наведения «Ракета-
4» передала, что группа работала отлично. В результате налета по докладам
экипажей уничтожено 1 орудие полевой артиллерии и выведен из строя 1 танк. 21
февраля 1945 года группа 6 ИЛ- 2, ведущий майор Чочиев, под прикрытием 4-х ЯК в
период 12. 45- 12. 55 с высоты 800- 300 метров атаковала артиллерийские позиции
в 1 км юго- западнее и западнее Видусмуйжа. За два захода произведено 12
самолето- атак. При подходе к цели, группа была обстреляна сильным огнем
зенитной артиллерии из района леса, что 1 км северо- западнее Бунка. В
результате атак по докладам экипажей уничтожено: 2 орудия полевой артиллерии. В
этом налете лично товарищ Чочиев уничтожил 1 орудие полевой артиллерии. 7 марта
1945 года группа 6 ИЛ- 2, ведущий майор Чочиев, под прикрытием 4-х ЯК в период
с 12. 35- 12. 43 с высоты 800- 200 метров атаковала железнодорожный эшелон до
30 вагонов, без паровоза на перегоне в 4-х км западнее станции Броцены. За два
захода произведено 12 самолето- атак по- экипажно с левого круга. В результате
налета было создано 2 очага пожаров. При уходе от цели рация наведения «Ракета-
2» сообщила, что группа работала хорошо».
Комментариев нет:
Отправить комментарий